Разговор с инспектором с максимальной пользой

Уроки общения с ИДПС

На дороге это всегда начинается одинаково - ваш автомобиль останавливает ИДПС.

Сразу заметим (и это очень важно) - если сотрудник дорожно-патрульной службы произвел остановку вашего автомобиля с нарушением, то естественно все его дальнейшие возможные и невозможные действия, которые он осуществит в вашем отношении, не будут иметь абсолютно никакого смысла, т.к. в основу этих действий легло нарушение ваших законных прав.

Итак, давайте попытаемся смоделировать возможные варианты.

Начало диалога всегда одно, а окончаний - два: вас либо просто отпускают, либо возбуждают дело об АПН. Естественно, ваша задача оказаться в ситуации, когда вы просто поедете дальше. Разберем, каким образом этого можно добиться.

Первая фраза, которую вы услышите от ИДПС, будет состоять из двух частей. В первой он представится, указав свою фамилию, должность и место работы, а во второй - потребует предъявить документы.

Сразу после этого рекомендуем задать ему вопрос о причинах остановки, поскольку приведенная выше фраза о ней никак не говорит. Корректный вариант вопроса: «По какой причине вы меня остановили?». Формулировка вполне однозначна и исключает двойное толкование.

Вариантов ответа на этот вопрос - два.

Первый вариант ответа: ваша остановка произведена в соответствии с законом, а ИДПС:
- подозревает вас в совершении АПН (возможные ответы - «Вы нарушили установленный скоростной режим», «Вы проигнорировали знак, запрещающий поворот налево») и предъявляет обвинение;

- требует выполнить действия, предусмотренные законом, например, выступить в роли свидетеля или понятого.

Совершенно очевидно, что если вас остановили и просят быть свидетелем или понятым - ничего страшного не произошло. Вы просто выполните формальности и спокойно продолжите движение. Единственное, что здесь следует помнить - расписывайтесь в документах только за то, в чем вы полностью уверены и что полностью понимаете и разделяете.

Гораздо хуже, когда ИДПС обвиняет вас в совершении АПН. Что делать? Самое время вспомнить, что представляет собой презумпция невиновности.

ст. 1.5. КоАП РФ: «Презумпция невиновности
1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
З. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица».
Основываясь на презумпции невиновности, вы можете дать ИДПС такой ответ: «Вы ошибаетесь, я управлял своей машиной в строгом соответствии с правилами дорожного движения. Если вы утверждаете, что я совершил АПН, попрошу вас на основании статьи 1.5. КоАП РФ предъявить мне неопровержимые доказательства моей вины».


Углубляться на этом этапе в подробности о том, почему вы не нарушали, не имеет смысла, оставьте аргументы на потом. Сейчас идет психологическая игра, в которой искушены почти все ИДПС, и необходимо дождаться, чем она закончится.

Второй вариант ответа: ваша остановка является нарушением закона. Наиболее встречающийся ответ: «Проверка документов» (естественно, вне установленных для этого мест). После получения такого ответа нужно определиться в отношении одной очень тонкой вещи - указывать ИДПС на то, что он нарушил закон и ваши права, или нет. Оба варианта влекут определенные последствия. Рассмотрим их более подробно.

Так, если вы приняли решение не спорить с ИДПС, отстаивая свои права, есть опасность, что нарушение ваших прав будет продолжено, а ИДПС, увидев податливость водителя, предъявит обвинение в совершении АПН. Однако он также может ограничиться просто проверкой (пусть даже и незаконной), и на этом все закончится.

Вы можете указать на незаконность остановки такой фразой: «Проверку документов согласно п.13.7. «Наставления ДПС» возможно проводить только на стационарных постах. Обочина дороги стационарным постом не является. Объясните, на каком основании вы допускаете нарушение закона и моих прав, что приказом МВД № З29 квалифицируется как нарушение вами служебной дисциплины»? Далее ИДПС либо пожелает вам счастливого пути, либо попытается перейти в наступление, чтобы оправдать свои действия.

Например, он может сказать (и это наиболее популярный ход), что вы двигались с не пристегнутыми ремнями безопасности. На это следует дать такой ответ: «заверяю вас, что во время движения я был пристегнут и требований ПДД не нарушал. Остановку вы объяснили проверкой документов. Если бы я не был пристегнут, вы бы объяснили остановку именно непристегнутыми ремнями».

Обратите внимание на очень важный момент, на котором мы останавливались в начале вопроса - КоАП РФ не допускает использования доказательств, полученных с нарушением закона (первое совершенное ИДПС действие в отношении вас было нарушением закона - он собирался проверить у вас документы вне стационарного поста).

Что это означает на практике? Допустим, во время такой незаконной остановки вы обнаруживаете, что забыли документы дома и может показаться, что лучшим выходом будет вызвать эвакуатор СПб (если вы в Петербурге конечно). Но! Привлекать вас к ответственности за это нарушение ИДПС не имеет права - доказательства совершения вами АПН им получены с нарушением закона. Звучит неправдоподобно? Но именно такова буква закона.

На самом деле вы должны понимать, что отменить вынесенное постановление на выше указанном основании можно в суде только при наличии доказательств - именно таким доказательством может стать диктофонная запись, на которой внятно слышна озвученная ИДПС причина остановки - проверка документов, и ваш комментарий о незаконности его действий вне стационарного поста.

Какой вариант поведения выбрать - с указанием ИДПС на противозаконность его действий, или нет - зависит от вас. Можно только порекомендовать произвести оценку:

- Целей, которых вы хотите достичь. Если просто уехать и не понести при этом финансовых потерь, обстановку накалять не стоит. Если хотите сделать «ход конем» и закончить дело привлечением ИДПС к ответственности, берите инициативу в свои руки.

- Условий, в которых все происходит. Например, если вас остановили ночью в безлюдном месте, и рядом нет свидетелей, то, наверное, имеет смысл занять более пассивную позицию. Если рядом находятся люди, готовые подтвердить вашу правоту, можно вести себя более активно.

- То, насколько в данный момент для вас принципиально соблюдение законности. Если вы непримиримый борец за соблюдение законности - командуйте парадом, если это не критично для вас инициативу можно уступить.

Ваши ответы могут как удовлетворить ИДПС, и вы уедете, так и побудить его перейти все к тому же «оформлению документов». Бессмысленно рассуждать о том, почему ИДПС выберет тот или иной вариант, точно сказать, что творится у человека в голове, не сможет никто. Если он решил «оформить документы», уже ничто его не остановит.

Такое развитие событий просто надо принять как данность и, исходя из этого, строить свое дальнейшее поведение. Если дело начинает принимать для вас негативный оборот, имейте в виду, что вы уже задали определенный вектор развития ситуации, явно продемонстрировав, что просто техническое «оформление документов» вас не устроит, и будете требовать выполнения всех процедур, предписанных законом.

На то, что обычно следует за предложением «оформить документы» есть два взгляда.

Первый заключается в формальном заполнении документов и привлечении вас к административной ответственности посредством вынесения на их основании постановления по делу об АПН. К сожалению, большая часть ИДПС придерживается именно такого взгляда.

Второй базируется на процедурах, которые предусмотрены КоАП РФ, и именно ему необходимо уделить самое пристальное внимание, так как только он является единственно правильным.

Источник: Шоферская Правда


   14 февраля 2008      7567

Комментарии: (0)

Добавить отзыв или комментарий   Информация

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:


Введите код (сумма чисел):



Техническая помощь


При выборе эвакуатора для перевозки своего автомобиля, старайтесь ориентироваться не только на стоимость эвакуации, но и на отзывы клиентов. Дополнительные услуги, оказываемые службой эвакуации, также могут говорить о надежности выбранной компании или частного предпринимателя. Еще один немаловажный момент – финансовые документы на выполненные работы. При перевозке автомобиля собственнику транспортного средства совершенно необязательно сопровождать эвакуатор. Перед погрузкой необходимо вместе с эвакуаторщиком составить акт приема-передачи ТС и выписать доверенность на его имя с правом транспортировки, указав маршрут. Убедитесь, что в пункте назначения ждут и готовы принять ваш автотранспорт согласно составленному ранее документу.


Грузовые эвакуаторы

Раздел грузовой эвакуации

Анонс новостей
Эвакуатор с фургоном
Эвакуатор для мототехники
Экономия топлива - 15
Способ не платить за
Мораторий на техосмотр не